https://forumupload.ru/uploads/001b/09/4d/2/t957719.jpg
Все предназначение образования заключается в том, чтобы превратить зеркала в окна.
Сидни Дж. Харрис
Сначала — плохие новости. Десять лет назад обычный словарь американского подростка четырнадцати лет составлял 40 000 слов; сегодня — около 10 000 и меньше. Количество студентов, которые, поступая сегодня в колледж, нуждаются в дополнительной помощи в овладении базовой логикой, превышает 29 %, что вынуждаетвысшие учебные заведения повторно преподавать школьный материал, прежде чем приступить к изучению высшего курса. Родители жалуются, чтоони вынуждены пичкать детей лекарствами, а затем стоять у них над душой изо дня в день, чтобы убедиться, что те хотя бы прочли свои задания, — однако 53 % этих же самых взрослых избегают чтения чего-либо более стимулирующего, чем служебные инструкции или кулинарные книги.
Что случилось со стремлением к литературе, к открытиям, к познанию? В своей книге «Языковая полиция: как групповое давление ограничивает то, что изучают дети», Диана Равич пытается ответить на этот вопрос, показывая, как годы силии, направленных, с самыми лучшими намерениями, на исключение из образовательных материалов любых явных и скрытых предвзятых суждений, привели к совершенно незапланированному результату: из текстов, с которыми сталкиваются дети, было исключено все, что могло бы будить в них мысль или поразить своей красочной яркостью… вплоть до изменения и пересмотра того, что является исторически достоверным!
Для начала я предлагаю вам потрясающее сравнение, про которое вы вполне можете подумать, что оно «не лезет нив какие ворота».
В сообщении о пакистанских медресе (исламские духовные школы) отмечается, что мальчики еще в пятилетнем возрасте переселяются в эти школы и изучают там Коран и учение пророка Мухаммеда в надежде стать муллами или духовными лидерами. Большинству этих учеников неведомо критическое мышление; в основе их обучениялежит концепция, разработанная императором из династии Великих Моголов, умершем в 1707 году. Немногие научные издания, которыми онирасполагают, относятся к 1920году. Согласно статье ТомасаЛ. Фридмана, опубликованной в газете «Нью-Йорк тайме», «в 1978 году в Пакистане было 3000 медресе, сегодня 39 000. Реальная война за мир в этом регионе происходит в этих школах».
Джоан Брэнигэн, преподавательмладшей средней школы:
«Когда я сегодня смотрю на своих учеников, я вижу, что многие из них во время занятийлежат на партах, не понимая, что это их „работа“, их ответственность, их возможность получить образование. И это, в отличие от ситуации 25-30-летней давности, совершенно не зависит от их социальной, экономической, расовой, культурной принадлежности. Когда я спрашиваю, кто их герои, это неизменно оказываются почти исключительно звезды спорта, рэпперы или другие знаменитости из мира шоу-бизнеса. Взрослые пришли бы в ужас от имен, которых не знают их дети, — в сущности, они не знают почти никого из истории. Это дети медиа — они впитывают в себя все, что касается знаменитостей, и очень мало знают о тех, кто достиг выдающихся результатов в других областях человеческих устремлений или посвятил себя гуманистическойдеятельности. Когда я говорю «Микеланджело, Донателло», они думают, что речь идет о нинзя-черепашках. Они — дети момента, им известно, что произошло за время их жизни, ипочти ничего больше».
Не считайте меня сумасшедшей из-за того, что я сравниваю школьные системы страны третьего мира и Соединенных Штатов. На самом деле их объединяет одна пугающая особенность: обе оказались абсолютно не в состоянии адаптироваться к изменяющимся потребностям населения. Не считая общих благих намерений и верности учителей своему призванию (которые, конечно, похвальны),руководство этих школьных систем проигнорировало или недооценило расширение сферы человеческого знания и силы человеческого стремления постигать и взаимодействовать.Приверженность традициям, которые породили эти системы, была приемлема для предшествующих поколений, которым они служили, однако условия изменились, и притом настолько быстро, что даже лучшим школам очень трудно идти в ногу со временем.
Вам кажется, что это несправедливое преувеличение?
Подумайте над следующим. Немногие из свободолюбивых американцев осознают, что основа нашей современной образовательнои системы — «пятипрофильный курс», состоящий из социальных наук, английского, математики, науки и иностранных языков, — была заимствована в 1899 году из структуры, разработанной русской императрицей Екатериной Великой, чтобы готовить хороших солдат, которые будут исполнять приказы, хороших рабочих для выполнения конвейерных работ и хороших граждан, исправно платящих налоги и не подвергающих сомнениям действия властей. Придерживаясь этой образовательной программы илиее модификаций, мы медленно вернулись к менталитету «один размер на всех», который увековечен в медресе и многих других школах мира. Стандарты могут лежать в основе, но они не должны препятствовать творческим инновациям. Если это не так, то образовательные системы будут нацелены на механическое запоминание и сдачу тестов вместо стимулирования развития учениками врожденной интеллектуальности и искусства критического мышления.
А теперь — хорошие новости.
Новые Дети этого не примут. Либо мировая образовательная система изменится — и притом радикально, либо новая молодежь оставит ее. Самые умные из них уже сделали это.
Некоторых удивит то, что при планировании занятий преподавателям нужно будет учитывать семь типов интеллекта и семь соответствующих стилей преподавания. Вот они:
1. Лингвистический интеллект: Высокоразвитые слуховые навыки.
2. Логико-математический интеллект: Концептуальное мышление.
3. Пространственный интеллект: Мышление в образах и картинах.
4. Музыкальный интеллект: Чувствительность и отклик на звуки музыки.
5 Телесно-кинестетический интеллект: Развитое владение двигательным аппаратом, телесная ориентированность.
6. Межличностный интеллект: Понимание и позитивный контакт с людьми, интуиция.
7. Внутриличностный интеллект: Глубокое осознание внутреннего мира, осмысление.
То, как в реальности распределена занятость учеников, можно описать следующим образом. Вот что говорит нам статистика: 40 % учеников в аудиториях американских школ преимущественно визуалы, 40 %— преимущественно кинесте-тики (чувствующие), 20 % —преимущественно аудиалы (слушающие). Что касается обычной образовательной системы, то она основана исключительно на обучении на слух, а это значит, что она обходит стороной 80 % своих учеников.
Мы умудрились целые поколения использовать столь однобокую формулу — но теперь это время закончилось. Эволюционный подъем, происходящий сейчас в рамках пятой корневой расы, изменяет ДНК, что ведет к трансформации структуры мозга, химического обмена и функций организма, к изменению нервной системы, пищеварительной системы и кожи (по образцу того, что происходит с детьми, пережившими околосмертный опыт). В своей замечательной книге, «Умы под угрозой», доктор философии Джейн Хили показывает, почему даже новейшие формулы обучения по-прежнему не хотят работать… мозговые сегменты современных детей в буквальном смысле сформированы по-другому! Ужезафиксированы изменения формы головы; во многих случаях формы внутренних структур мозга, их операционная динамика также изменяются.
Появляется новый тип интеллекта. Найдите книгу «Сияние наоборот: визуально-пространственный ученик», автор—доктор философии Линда Крегер Сильверман, а после добейтесь того, чтобы ее прочли все знакомые вам школьные учителя и руководители образования, не говоря уже о родителях. Мы начнем необходимые изменения в соответствии с материалом этой книги.
Доктор Сильверман создала термин «визуально-пространственный ученик» в 1981 году, чтобы описать уникальные способности людей,мыслящих образами (заметьте, это год, в который энергия пятой корневой расы начала ускоряться). Она поясняет:
Они воспринимают огромную картину, потому что смотрят на мир глазами художника. Они запоминают то, что видят,но забывают то, что слышат. Они неорганизованны, не умеют отдыхать и лишены чувства времени; однако они обладают заразительным чувством юмора, необузданнымвоображением и могут полностью забыться, наслаждаясь моментом. Визуально-пространственное сияние создало компьютер и Интернет, яркие зрелища Олимпийских игр и Международную космическую станцию.
Слишком многие из ранней волны этих детей были либо исключены из школы, либо же настолько разочаровались, чтоне стали продолжать образование после школы. Современный поток более удачлив; огромное количество родителей прибегают к домашнему обучению или привлекают своих детей к Интернет-школам и Интернет-обучению. Не путайте сегодняшнюю Интернет-школу суроками по телевизору прошлого. Ничего общего! Интернет-школы — это быстро иповсеместно возникающие возможности для многостороннего интеллектуального обучения в любом темпе, в любом месте, в любое время, дополненное руководством преподавателя, социальным взаимодействием, трехмерными эффектами и глобальным соучастием — во многих случаях живым.
Один из лидеров в этой новой области — доктор Бенэй Дара-Абраме, председатель «BrainJolt». Доктор Дара-Абрамс летает по всему миру, консультируя, обучая и возглавляя конференции «Будущее обучения». Побеседовав с ней, я была приятно удивлена тем, что образовательные программы, больше напоминающие научнуюфантастику, уже находятся в стадии разработки. Она ведет активнейший поиск путей уменьшения «статусного стресса», через который в традиционных школах вынуждена проходить молодежь, чтобы поддерживать свой ранг, хорошо выглядеть и быть популярным. Этот вид стресса многих доводит до депрессии и даже самоубийства. Она уверена, что Интернет-школы изменят это, и во многом — к гораздо лучшему.
Джей Манро, старший руководитель проекта в тест-лаборатории журнала «Пи-Си мэгэзин» в специальном выпуске журнала «Ньюсуик» предупреждал общественность отехнологическом превосходстве современной молодежи, «далеко опередившейучителей». В этом же выпуске «Ньюсуик» Бронвин Фриэр особо отмечает, что дети думают, будто все, что напечатано, правда. «Дети должны научиться отделять зерно от плевел, факты от мнений». Особо была оговоренаопасность слишком частого использования компьютера как сопутствующего фактора, который в случае недостатка контроля со стороны взрослых может привести к непредвиденным проблемам.
Прежде чем мы пойдем дальше, я хочу, чтобы вы поняли всю важность происходящего в настоящее время в масштабах всего человечества независимо от культурных особенностей. Доктор Сильверман, писатель и исследователь в области клиническои медицины, является еще и признанным авторитетом в области одаренности. «Я изучала одаренных детей с 1958 года, — пишет она. — Можно было подумать, что я видела все, что только возможно, и тем не менее меня поражают дети, вошедшие в мою жизнь в последние годы. Я чувствую, что они — поколение новых существ». Она продолжает:
Десятки репортеров задавали мне вопрос, что является причиной невероятной одаренности детей, с которымия работаю: наследственность или окружение. Последнее времяя вынуждена отвечать: «Ни то, ни другое». Ни наследственностью, ни окружением невозможно объяснить осознанность и уровень развития сознания этойгруппы Новых Детей. Их наследственность и условия обитания не имеют существенных отличий от соответствующих показателей тех детей, с которыми мы сталкивались в прошлом. Однако сами дети радикально отличаются друг от друга. Единственное объяснение, которое мне приходит в голову, — это эволюция. Я уверена, что мы являемся свидетелями эволюции человеческого вида и эта эволюция, в первую очередь, начинается с одаренных детей.
Итак, в какое положение это нас ставит? Отбросьте старшие классы. Вы не ослышались. Многие подростки в возрасте четырнадцати лет способны профессионально использовать компьютеры и собирать их буквально из ничего. После окончания десятого класса школьникам следует провести два года в общинном колледже,прежде чем поступить на работу с полной занятостью или же сделать выбор между поступлением в университет, военные или профессиональные училища или участием в ориентированных на обслуживание программах, таких, как «Хед старт», «Врачибез границ», «Habitat for Humanity» или «Корпус мира». Они получат возможность для социального взаимодействия, свободного от нежелательного статусного стресса, и для реальных взаимоотношений, которые в гораздо большей степени позитивны — или, как минимум, осмысленны.
В то время как новая молодежьизобретательна и умна, социальная обстановка в средних школах остается застывшей в своей неопределенности и эмоционально неразвитой. Те, кто придут вслед за поколениемМиллениума, будут обладать гораздо более высокими уровнями развития мозга-разума, что позволит им принимать зрелые решения во всеболее и более юном возрасте. Однако эта эпоха еще не настала. Тем временем мы можем и должны трансформировать процесс обучения как такового.
Позвольте мне выразить собственные идеи и предложения, касающиеся детей, начиная с периода внутриутробного развития плода:
Позаботьтесь о создании безопасной обстановки для беременных матерей . Формирующийся мозг плода начинает анализ безопасности окружающей среды на исходе третьего месяца беременности ипродолжает вплоть до девятого. Те данные, которые он получит, определяют, какая из частей мозга будет в конечном счете доминировать — затылочный мозг или префрон-тальные доли. Таким образом, атмосфера протеканияматеринской беременности — это в буквальном смысле перваяшкола ребенка.
Общайтесь с новорожденным. Разговор с ребенком с момента его рождения позволит малышу установить связь между звуками и словами. Во время чтения вслух вовлеките в процесс все его пять органов чувств. Читайте почаще.
Стимулирующие упражнения. Упражнения имеют первостепенное значение, даже для детей. Чудесное пособие, которым стоит воспользоваться, — книга Карлы Ханнафорд «Умные движения: почему для обучения требуется не только голова».
Предоставляйте ребенку неструктурированное время. Мызапрограммированы на контакт. В этом отношении игра просто необходима, ведь это — взаимодействие с другими, принятие и отдавание.Важно предоставить время и случайному ничегонеделанию, когда отпущенное на волю воображение может летать вместе с птицами и облаками. Дети нуждаются в таком незаполненном пространстве, в котором отсутствуют ограничения, благодаря чему волновые частоты мозга могут смещаться.
Будьте уверены, что дети высыпаются. Сегодня детям недостает времени для сна; большая часть проблем связана со стрессом и беспокойством. Мне нравится колыбельный комплект, разработанный интуитивистом в медицинской сфере Каролиной Сазерленд. Онсостоит из туго набитой «ангельской подушки», кассетного магнитофона и маленького буклета, озаглавленного «Мой маленький ангел помогает мне лечь спать». На удивление эффективно.
Пересмотрите традиционную школьную обстановку . Маленькие школы, которые делят помещения с другими группами или организациями для уменьшения расходов, предпочтительнее, чем то, что мы имеем сейчас. Предоставленное для занятий здание можно было бы разделить на несколько секций,чтобы приспособить его для нужд каждой группы. Другой вариант — его можно использовать в свободные от школьных занятий часы или по круглосуточному расписанию. Классную комнату следует перестроить в соответствии с древним искусством фэн-шуй (правильное расположение предметов интерьера), что улучшит состояние и учащихся,и учителей. В Южной Дакоте все школы — общественные, частные и родовые — объединены в «Цифровую сеть Дакота», благодаря которой разделенные тремя тысячами миль люди могут общаться друг с другом лицом к лицу, уйдя от необходимости иметь классную комнату, ограниченную стенами.