https://forumupload.ru/uploads/001b/09/4d/2/t693087.jpg
Госкомпании намерены потеснить альтернативных операторов качеством услуг
Рынок информационных технологий (ИТ) и телекоммуникаций меняется очень быстро во всем мире, даже несмотря на стагнацию) которая наблюдается последние несколько лет. В России наоборот - ИТ-рынок растет опережающими темпами, и пока ничто не предвещает его серьезного кризиса. С другой стороны, этот рынок не везде является действительно рынком. Например, рынок фиксированной связи до сих пор состоит из двух неравных по количеству и качеству частей: одну, относительно небольшую, часть занимают такназываемые альтернативные операторы, оказывающие услуги современного уровня богатым корпоративным клиентам. На другой части рынка почти монопольно властвуют госкомпании, работающие с небогатым населением и вынужденные часто продавать свои услуги ниже их себестоимости. Однако и этот рынок начинает наполняться высококачественными услугами. Более того, российское государство всегда играло и будет играть огромную роль в области связи. Поэтому новшества, предлагаемые госкомпаниями, могут существенно изменить рынок в целом. Первую часть новшеств, которых стоит ждать не только богатым пользователям ИТ-услуг, но и обычным владельцам квартирных телефонов, можно условно назвать "усиление безопасности". На первый взгляд, лишь богатые компании банки должны оберегать информацию, хранимую в электронном виде, и свои потоки данных от несанкционированного доступа. На самом деле и обычный гражданин, которому вроде бы и скрывать нечего, легко может пострадать от современных ИТ-мошенников. Речь идет, в первую очередь, о телефонном пиратстве или фрикинге. По официальным данным монополиста дальней связи компании "Ростелеком", в прошлом году потери от незаконного подключения к телефонной сети составили $7 млн. По сведениям "Известий", в2002 году госкомпания намерена истратить совместно с "Московской городской телефонной сетью" (МГТС) 240 млн рублей на приобретение системы глобальной защиты столичной телефонной сети от несанкционированного доступа. Результаты внедрения новшеств должны почувствовать практически все столичные абоненты. Планируется, что в конце II- начале IIIквартала каждая абонентская линия связи будет защищена оборудованием"ATEЩит" чешской фирмы StromTelekorn. С помощью этой аппаратуры можно будет выявлять несанкционированный доступ к сети и обрывать подобные звонки. Как и многие другие проявления информационных технологий, фрикинг пришел к нам из более развитых в телекоммуникационном смысле стран. Впервые с проблемой телефонного пиратства столкнулись связисты Западной Европы в начале 80-х годов. У нас это явление стало заметным в середине 90-х годов. По данным Управления по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий (Управление "Р"), нелегальные международные звонки ежегодно наносят нашей стране ущерб $12 млн. Причем основная часть таких преступлений совершается в Москве. По данным МВД, большинство столичных фрикеров - иностранцы, принадлежащие к Юго-Восточной азиатской диаспоре. Этот подпольный рынок развивается из-за противоречия между высокими тарифами на международную связь с этим регионом и относительной бедностью выходцев из таких стран, как, например, Вьетнам. Сотрудники Управления "Р" постоянно сталкиваются с технологическими новшествами, позволяющими "подменить" номер при разговоре, - в результате невинному абоненту приходит огромный счет за общение с далекой страной. Иногда фрикеры поступают более изощренно - международный разговор, например с тем же Вьетнамом, засчитывается как междугородний с каким-нибудь российским городом. Разница тарифов и составляет доход телефонных пиратов. В "Ростелекоме" считают, что этот способ мошенничества опаснее первого, поскольку оператор в течение длительного времени может вообще не догадываться о телефонном преступлении. Важной частью телекоммуникационного рынка являются услуги, рассчитанные не только на рядовых абонентов, но и на корпоративных клиентов. В том же  "Ростелекоме" признают, что конкуренция в этом сегменте очень высока. Все альтернативные операторы в той или иной степени присутствуют на рынке корпоративных услуг, и госкомпаниям достаточно трудно отвоевывать клиентов. В этом сегменте рынка одним из самых динамично развивающихся и высококонкурентных направлений является строительство интеллектуальных сетей связи (ИСС). Причем здесь в ближайшее время может начаться достаточно жесткая конкуренция. В "Ростелекоме" считают, что готовы к борьбе. Альтернативные операторы пока воздерживаются от оценок перспектив госкомпаний в борьбе за корпоративного клиента, но отмечают: монопольное положение того же "Ростелекома" может "помочь" компании на рынке услуг ИСС на междугородном уровне. По данным "Ростелекома", летом 2002 года услуги ИСС приносили компании по $60 тыс. в месяц. Однако новые технологии придут и к обычным абонентам. В "Ростелекоме" "Известиям" рассказали, что в 2002 году фактически по всей стране будут вводиться услуги, уже ставшие обычными для граждан развитых стран: "call-center", услуги 800 (бесплатный вызов), услуги 803 (телеголосование), сервисные телефонные карты, справочно-информационные услуги (расписание самолетов, поездов, адреса и номера телефонов, досуг и т.п.).